text
Медична справа

Закупка лекарств: о потребности, тендере и требованиях законодательства

  • 5 вересня 2018
  • 50

Лечебные учреждения, которые полностью или частично финансируются из государственного или местных бюджетов, закупают лекарства из Национального перечня основных лекарственных средств. По какому критерию и кто производит отбор лекарственных препаратов в Нацперечень? Как формировать тендер на закупку?

Нацперечень для закупок лекарственных средств составлял экспертный комитет по отбору и использованию основных лекарственных средств. Специалисты комитета при отборе лекарственных препаратов в первую очередь руководствовались следующими критериями:

  • доказательствами эффективности;
  • безопасностью;
  • экономической целесообразностью.
Кроме того, при выборе препаратов экспертный комитет ориентировался и на 19-й и 20-й базовые перечни ВООЗ (apps.who.int/medicinedocs.pdf) и последние научные данные. Такую модель протестировали и внедрили у себя уже 156 из 196 стран мира.

Кроме вышеперечисленных критериев, эксперты ориентировались на порядок отбора лекарственных средств, утверждённых приказом МЗ Украины № 1050 от 07.102016 года.
Таким образом в конечном итоге в Нацперечень вошли только те препараты, эффективность которых установлена.

Медицинские учреждения могут закупать лекарственные препараты, не входящие в Нацперечень, только если они обеспечены лекарствами из этого перечня на 100 %. Каким образом рассчитать эту потребность?

Все необходимые расчёты для госзакупок лекарственных средств медицинские учреждения проводят в точном соответствии с «Порядком визначення обсягів потреби в закупівлі лікарських засобів закладами і установами охорони здоров’я, що повністю або частково фінансуються з державного та місцевих бюджетів», утверждённым приказом МЗ Украины № 782 от 11.07.2017 года. Подходы к расчётам базируются на международном опыте и являются унифицированными.

Поэтому каждый стационар самостоятельно проводит расчёт потребности в лекарственных препаратах в соответствии с утверждённой методикой. Объёмы таких закупок зависят от вида медицинской помощи, оказываемой лечебным учреждением,  и согласно порядку, который утвердил МЗ. Методика предполагает два способа расчёта:
  • заболеваемость;
  • потребление.
Для расчёта потребности закупок лекарственных средств в медицинском учреждении создают специальную рабочую группу. В её состав входят:
  • главный врач медучреждения;
  • заместитель руководителя медучреждения по экономическим вопросам;
  • фармацевт.
В состав рабочей группы могут быть включены представители общественных организаций.

Со своей стороны, МЗ проводит разъяснительную кампанию по поводу закупок:
  • бесплатные тренинги по вопросам закупок;
  • онлайн-разъяснения по вопросам расчётов потребности закупок лекарственных средств из Нацперечня;
  • назначает в каждую область ответственное лицо, к которому можно обратиться по любому вопросу, касающемуся закупок.
В случае, если лекарств не хватает, ответственность за это несут органы местной власти (точнее – руководство структурных подразделений по вопросам здравоохранения областных и местных администраций). Чтобы получить финансирование на закупку из Нацперечня, руководство медучреждения должно подготовить обоснованный запрос к местной власти с просьбой увеличить финансирование. В связи с децентрализацией большие финансовые ресурсы начали концентрироваться на местах. Их следует перенаправлять не только на развитие своего региона, но и на потребности его жителей.





Лишь после того, как медицинское учреждение закупит лекарственные препараты из Нацперечня на 100%, можно будет начать закупать необходимые лекарства самостоятельно. Закупки можно проводить в пределах бюджетных ассигнований. Таким образом появится возможность корректировать свою потребность в лекарственных средствах с учётом поставок, гарантированных центральными программами, опубликованными на сайте МЗ Украины.

Чтобы свести к минимуму количество вопросов, касающихся закупок лекарственных препаратов, МЗ обнародовало разъяснения по данному вопросу. К тому же, рекомендовано планировать закупки на шесть месяцев. Международные доноры помогли разработать и обеспечить заказчиков методическими рекомендациями по данному вопросу. Такие методички разослали по регионам и опубликовали на сайте МЗ.

Может ли кто-то гарантировать, что Нацперечень будет действовать хотя-бы лет 5? Не случится ли так, что медучреждения, только привыкнув к работе с Нацперечнем, будут вынуждены привыкать закупать лекарства по какому-либо другому алгоритму?

Когда формировали Нацперечень, эксперты, работавшие над его составлением, определили приоритетные для государства заболевания и состояния, от которых украинцы страдают наиболее. В дальнейшем стало понятно, что отдельные его позиции следует пересматривать и корректировать.

Поэтому эксперты будут пересматривать лекарства, вошедшие в Нацперечень. Чтобы работа была эффективной, каждое решение будет приниматься после мультикритериального анализа. Такую работу уже начали.

Нацперечень преследует единственную цель — усовершенствовать систему обеспечения пациентов бесплатными, эффективными лекарствами. По этой причине заказчикам следует научиться с ним работать, поскольку он будет действовать постоянно.

Множество вопросов, возникающих сегодня в медицинских кругах по поводу закупок лекарственных препаратов по Нацперечню, на самом деле закономерно и правильно. Если возникают вопросы, значит реформа двигается.

Несмотря на то, что законодательно процедура закупок по Нацперечню отрегулирована, на практике не всё так гладко. Хотя для всех медучреждений алгоритм закупок идентичен, результат получается разный. На него влияют обстоятельства, сложившиеся уже во время самих закупок.

Всё же особый акцент необходимо сделать на умелый расчёт потребности медицинского учреждения в лекарственных препаратах и медицинских изделиях. Только слаженная команда специалистов способна провести детальный расчёт и умело спланировать закупки лекарств в пределах бюджетных ассигнований.

Не всё в процессе закупок можно спрогнозировать и предусмотреть. Даже опытного специалиста могут ожидать разные непредвиденные ситуации. Поэтому мы и в дальнейшем будет объяснять, как найти выход из всяких проблемных ситуаций.

Закупка лекарствЧитайте: "Паллиативная помощь в Украине" 

Планируем тендер на закупку лекарств

1. Как определить предмет закупок лекарств

2. Нужно ли указывать МНН лекарственных средств в спецификации по договору

3. Чем чревато безосновательное группирование разных предметов закупок в пределах одного кода классификатора

4. Как определить предмет закупок для лабораторных реактивов

При закупке лекарств заказчик должен действовать строго в пределах Закона Украины № 922-Ⅷ от 25.12.2015 года «Про публічні закупівлі» (далее в тексте – Закона № 922). То-есть он обязан определить предмет закупки в порядке, установленном Уполномоченным органом. Такой порядок Минэкономразвития утвердило в приказе № 454 от 17.03.2016 года (далее в тексте – Порядок № 454).

Поэтому вначале вкратце ознакомимся с правилами определения предмета закупок для закупки лекарственных средств.


Как определить предмет закупки лекарств

Согласно абзацу 6 пункта 1 раздела Ⅰ Порядка № 454, во время закупки заказчик, при выборе предмета закупки, руководствуется показателями третьей цифры национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Єдиний закупівельний словник», утверждённого приказом Минэкономразвития № 1749 от 23.12.2015 года (далее в тексте — ЕЗС). Кроме того, в скобках должно быть указано международное непатентированное название лекарственного препарата (далее в тексте — МНН).

Если необходимо закупить несколько (два или более) лекарственных средства, в скобках заказчик должен обозначить МНН для каждого из таких лекарственных препаратов.

Порядок № 454 даёт возможность одновременно определить отдельные части предмета закупки лекарственных средств (лотов) по следующим критериям:
  • МНН;
  • форме выпуска;
  • дозировке;
  • объёму поставки;
  • месту поставки.
Напомним, что часть предмета закупки (лот) — это часть товаров, услуг, работ, определённая заказчиком, на которую участники могут подавать тендерные предложения (предложения на переговорах, если процедура закупки переговорная) в пределах единой процедуры закупки. Такая возможность предусмотрена п. 37 ч. 1ст. 1 Закона № 922.

Таким образом, чтобы правильно определить предмет закупки для лекарственных средств, заказчик должен обратить внимание на следующее:
  • показатель третьей цифры ЕЗС;
  • МНН лекарственного средства.
К тому же, не стоит забывать, что МНН необходимо указывать непременно.

Закупка лекарствЧитайте: "Неотложная помощь при анафилаксии: алгоритм действий и документация медесестры"

Что вписывать в форму плана

Заказчик  делает закупки в соответствии с годовым планом. Форму документа утвердил Минэкономразвития приказом № 490 от 22.03.2016 года «Про затвердження форм документів у сфері публічних закупівель» (далее в тексте – Приказ № 490). Если ожидаемая стоимость закупок лекарств не превышает сумм, указанных в абзацах 2 и 3 части 1 статьи 2 Закона № 922, информацию о них заказчик вносит в годовой план закупок. Для «рядовых» заказчиков (не монополистов) такие суммы становят:
  • для товаров – 200 тыс. грн.;
  • для услуг – 1,5 млн. грн.
Приложение к годовому плану закупок должно соответствовать форме годового плана, утверждённой Приказом № 490. Всё довольно просто. Чтобы составить годовой план закупок, следует взять форму годового плана закупок и заполнить все поля в электронной системе (п.2 Приказа № 490).

В пункте 4 годового плана закупок есть отдельное поле, куда необходимо внести:
  • коды;
  • названия соответствующих классификаторов предмета закупки (есть имеется).
Поскольку приложение к годовому плану закупок заказчик составляет по этой же форме, эту же информацию он должен отобразить и в нем.

Исходя из вышеизложенного, предмет закупки в допороговых закупках, как и в послепороговых, нужно указывать одинаково, исходя из требований к закупке лекарственных средств, изложенных в Законе № 922 и Порядке № 454.

Закупка лекарствЧитайте: "Медреформа для медсестер: новые обязанности, обучение, функции" 

МНН в классификации к договору в случае допороговой закупки


При проведении допороговых закупок можно ли указывать МНН лекарственных препаратов в спецификации к договору?

Заявитель обязательно указывает в приложении к годовому плану МНН каждого из лекарственных препаратов, если он проводит допороговые закупки.

Однако, вопрос состоит в другом – нужно ли указывать МНН в спецификации к договору? Закон № 922 не содержит такого требования. Чтобы детально разобраться в вопросе, следует обратиться к требованиям Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины. Исходя из этих документов, чтобы договор считался заключённым, стороны должны согласовать предмет этого договора, а именно:
  • название товара;
  • качественные его характеристики;
  • количественные характеристики товара.
Поэтому, заказчику лучше указать в договоре о закупке (спецификации к нему) то название предмета закупки лекарственного препарата, какое они указывали в годовом плане закупок.

Предмет закупки для лекарственных средств и лабораторных реактивов
По каким критериям определить предмет закупки для лекарственных средств и лабораторных реактивов? Правильно ли будет, если классифицировать все медикаменты по четвёртой цифре и не проводить тендер, если ожидаемая стоимость предмета закупки менее 200 тыс. грн?

Если внимательно присмотреться к коду «33600000-6 Фармацевтична продукція», становится очевидно, что сюда включили как лекарственные средства, так и товары, которые ими не являются в понимании Закона Украины № 123/96 от 04.04.1996 года «Про лікарські засоби» (далее – Закон № 123/96).



Лекарственное средство – любое вещество или комбинация веществ (одного или нескольких АФИ и вспомогательных веществ), имеющая определённые свойства и выполняющая лечебную (либо профилактическую) функцию при различных заболеваниях. Сюда же относится любое вещество либо комбинация веществ (одного или нескольких АФИ и вспомогательных веществ), предназначенных для предупреждения беременности, восстановления, коррекции или изменения физиологических функций организма человека посредством фармакологического, иммунологического или метаболического влияния, чтобы выставить медицинский диагноз (абз.2 ч. 1 ст. 2 Закона № 123/96).

При составлении документации для госзакупки лекарственных средств, следует учитывать, что к лекарственным средствам отнесены:
  • АФИ, продукция in bulk;
  • готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты);
  • гомеопатические средства;
  • средства, при помощи которых выявляют возбудителей заболеваний, а также борются с возбудителями заболеваний или паразитами;
  • лекарственные косметические средства;
  • лекарственные добавки к пищевым продуктам.

Как видим, лабораторные реактивы в этот перечень не внесены. Они не являются лекарственными препаратами, а относятся к группе медицинских изделий. Поэтому предмет закупки для них заказчик определяет в соответствии с абз. 2 п. 2 разд. II Порядка № 454, а именно:
  • в соответствии с пунктами 17 и 32 части 1 статьи 1 Закона № 922 и значения четвёртой цифры основного словаря ЕЗС;
  • указав в скобках конкретное название товара или услуги.
Закупка лекарствЧитайте: "Уборка перевязочного кабинета: алгоритмы"
 
Ссылки на реактивы указаны в группе основного словаря с такими цифровыми определениями:

Код CPV

Описание

 

33690000-3

Лекарственные средства разные

Various medicinal products

33696000-5

Реактивы и контрастные вещества

Reagents and contrast media

33696100-6

Реактивы для определения группы крови

Blood-grouping reagents

33696200-7

Реактивы для анализов крови

Blood-testing reagents

33696300-8

Химические реактивы

Chemical reagents

33696500-0

Лабораторные реактивы

Laboratory reagents


Таким образом, при закупке медикаментов, следует помнить, что для лабораторных реактивов предмет закупки будет иметь следующий цифровой код «33690000-3 Лікарські засоби різні».

Как видим, лекарственные препараты и лабораторные реактивы представляют собой два разных предмета закупки. Чтобы заказчик мог сориентироваться, есть ли необходимость применять Закон № 922 и проводить процедуру закупок по этим предметам закупок, он должен принять во внимание их ожидаемую стоимость. Если окажется, что ожидаемая стоимость предмета закупки лабораторных реактивов меньше 200 тыс. грн., заказчик проводит допороговую закупку через систему ProZorro либо посредством подписания прямого договора.

Закупка лекарствЧитайте: "Положення про охорону праці в медзакладі: скачайте приклад"

Можно ли группировать закупки

Заказчик сгруппировал разные предметы закупок в пределах одного кода классификатора. Какие могут быть последствия?

Только что мы подробно рассмотрели, как правильно определить предмет закупки для лекарственных препаратов и реактивов. Грозит ли заказчику какая-либо ответственность, если он сгруппирует и лекарственные препараты, и медицинские изделия в пределах одного кода ЕЗС - 33600000-3?

Естественно. Поскольку такие действия контролёры могут расценить не только как ошибку при определении предмета закупки, а и ограничение заказчиком конкуренции участников и их дискриминацию, то есть – нарушение принципов публичных закупок.

Как определить предмет закупок для лекарственных препаратов и лабораторных реактивов

Ситуация

Медучреждение закупает лекарственные средства и лабораторные реактивы. Как в таком случае определить предмет закупок? Можно ли классифицировать все медикаменты по четвёртой цифре и не проводить тендер, если ожидаемая стоимость предмета закупки менее 200 тыс. грн? Какие особенности закупок лекарственных средств в такой ситуации.

Решение

В самом деле, иерархическая структура кода «33600000-6 Фармацевтична продукція» в основном словаре Единого закупочного словаря сгруппирована таким образом, что в него включены как лекарственные средства, так и товары, не являющиеся таковыми в понятии Закона Украины № 123/96.

Напомним, что при работе над документацией для госзакупок лекарственных средств, следует учитывать, что к ним отнесены:
  • АФИ, продукция in bulk;
  • готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты);
  • гомеопатические средства;
  • средства, при помощи которых выявляют возбудителей заболеваний, а также борются с возбудителями заболеваний или паразитами;
  • лекарственные косметические средства;
  • лекарственные добавки к пищевым продуктам.
Закупка лекарствЧитайте: "Платні медичні послуги: як сформувати вартість"

Как видим, лабораторные реактивы в этот перечень не вошли. Они не являются лекарственными препаратами, а относятся к группе медицинских изделий. Поэтому предмет закупки для них заказчик определяет в соответствии с абз. 2 п. 2 разд. II Порядка № 454, а именно:
  • в соответствии с пунктами 17 и 32 части 1 статьи 1 Закона № 922 и значением четвёртой цифры основного словаря ЕЗС;
  • указав в скобках конкретное название товара или услуги.
Ссылки на реактивы указаны в группе основного словаря с такими цифровыми определениями:

 

Код CPV

Описание

 

33690000-3

Лекарственные средства разные

Various medicinal products

33696000-5

Реактивы и контрастные вещества

Reagents and contrast media

33696100-6

Реактивы для определения группы крови

Blood-grouping reagents

33696200-7

Реактивы для анализов крови

Blood-testing reagents

33696300-8

Химические реактивы

Chemical reagents

33696500-0

Лабораторные реактивы

Laboratory reagents



Как видим, лекарственные препараты и лабораторные реактивы представляют собой два разных предмета закупки. Чтобы заказчик мог сориентироваться при закупке медикаментов, есть ли необходимость применять Закон № 922 и проводить процедуру закупок по этим предметам закупок, должен принять во внимание их ожидаемую стоимость. Если окажется, что ожидаемая стоимость предмета закупки лабораторных реактивов меньше 200 тыс. грн., заказчик проводит допороговую закупку через систему ProZorro либо подписав прямой договор.
Підписка на статті

Підпишіться на розсилку, аби не пропустити жодної важливої та цікавої статті. Це БЕЗПЛАТНО.

Освітні заходи

Школа

Перевірте свої знання та здобудьте нові

Взяти участь
Інтернет-магазин

Інтернет-магазин

Скористайтеся найбільш вигідними пропозиціями щодо передплати і станьте нашим читачем просто зараз

Ми в соцмережах

Зареєструйтеся — і двері для Вас відчинені!

Отримуйте лише фахову інформацію: 
  • скачуйте зразки документів безплатно
  • користуйтеся нормативно-правовою базою
  • дізнавайтеся новини галузі охорони здоров’я

 

У мене є пароль
нагадати
Пароль надіслано на пошту
Ввести
Введіть ел. пошту або логін
Неправильний логін або пароль
Неправильний пароль
Введіть пароль
Я тут вперше
І читатиму далі
Упс! Файл доступний лише для зареєстрованих користувачів!

57 секунд на реєстрацію
І Ви отримаєте доступ до:
форм та зразків
фахових статей
найсвіжіших новин галузі
нормативних документів

У мене є пароль
нагадати
Пароль надіслано на пошту
Ввести
Введіть ел. пошту або логін
Неправильний логін або пароль
Неправильний пароль
Введіть пароль
Я тут вперше
І скачаю потрібні файли!